Открытие московского метрополитена 1935 год
Прообразом Московского метро стал созданный русским инженером П.И.Балинским в 1901 году проект петербургской железной дороги. В 1902 году инженерами П.И. Балинским и Е.К. Кнорре был предложен проект, согласно которому метро должно было соединить Замоскворечье и Тверскую заставу подземной линией, а через Красную площадь и Пушкинскую площадь движение поездов должно было осуществляться по эстакаде.
Проект 1902 года
Но проект был отклонен Городской Думой, сославшись на недостаточную проработанность проекта, к тому же в России не было опыта строительства подобных сооружений. В 1912 году на обсуждение в Гор.Думу были представлены проект строительства трех подземных линий метро: от Смоленского рынка до Покровки и от Рижского вокзала до Добрынинской площади. Препятствием к осуществлению этих проектов стала Первая мировая война. В 1916 году проект М. К. Поливанова (тоннели трёх подземных диаметров соединялись с путями магистральных железных дорог, а пригородные участки должны были быть электрифицированы). И этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь. После революции в 1922 году был разработан проект, по которому предполагалось соединить семь районов Москвы подземными линиями общественного транспорта. Но возникли экономические трудности, что помешало строительству. В 1925 году не был осуществлен проект Мясницкого радиуса.
Другие неосуществленные проекты московского метро
И только проекту 1931 года суждено было сбыться, благодаря чему и появилось в Москве метро.
Первые станции московского метрополитена были открыты в 1935 году. Кинохроника отражает основные этапы строительства метро в Москве. В начале видео можно заметить какой пасажиропоток приходилось обслуживать трамваям в Москве 30-х годов. Трамвай КМ (Коломенский машиностроительный завод) – основной вид общественного транспорта в то время. При численности населения Москвы, составляющей на тот момент около 4-х миллионов человек, трамваи обслуживали около 2-х миллионов в день. В то время как в Лондоне, Париже и других городах за рубежом начали открываться первые линии метро. Эти и многие другие обстоятельства повлияли на необходимость срочного строительства в Москве более удобного и быстрого вида транспорта.
Городской транспорт Москвы. 1930 год
15 июня 1931 года было принято решение о строительстве московского метрополитена под руководством первого секретаря Московского горкома партии Л. М. Кагановича. На кадрах кинохроники мы видим строительство первой станции метро «Каланчевская площадь» (сейчас «Комсомольская»). Работы шли на глубине около 20 метров там, где когда-то проходило русло нескольких рек: Неглинки, Рыбинки, Чечеры, Ольховки. В 1934 году в этом месте случилась трагедия – погибли метростроевцы. Во время строительства речка Ольховка была спрятана в деревянную трубу, которую прорвало во время сильных дождей, это и привело к аварии и гибели нескольких десятков человек «комсомольцев-добровольцев» во время устранения аварии. После этого события станция была переименована в «Комсомольскую».
Первая вышка московского метро. 1932 год
15 мая 1935 года в 7 часов утра московский метрополитен открыл свои двери жителям столицы. Первоначально он носил имя Л.М. Кагановича (С 1955 стал носить имя В.И. Ленина). Первая линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Протяженность ветки составляла 11,2 км. На ней располагалось 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Коминтерн», «Арбатская» и «Смоленская». Первый поезд метро состоял из двух вагонов красного цвета: моторного № 0001 и прицепного № 1001. Первое время по ветке курсировало двенадцать 4-вагонных составов с пятиминутными интервалами в 2-х направлениях: в сторону Парка Культуры и Смоленской площади. Спустя некоторое время поезда стали 6-вагонными, а интервалы были сокращены до четырех минут.
Кадры видео:
Трамвай КМ 00:29-00:43
Л.М. Каганович 01:00-01:24
«Каланчевская площадь» 03:04-03:10
Станция «Сокольники» 03:30-03:54
Станция «Кропоткинская» 03:55-04:31 |