История возникновения в Москве «застав».
Начиная с 18 века на дорогах, идущих к Москве, через проходивший вокруг всей Москвы Камер-Коллежский вал, были установлены заставы, где осуществлялись проверки ввозимых в город грузов. Названия свои они получали по близлежащим местностям, монастырям и дорогам, на которых устанавливались. В 1852 году заставы перестали выполнять свои функции, остались лишь названия в улицах и площадях. Одной из них была Бутырская застава. Название получила от Бутырской солдатской слободы. Она фактически слилась с площадью Савеловского вокзала.
Савеловский вокзал. 1912 год
Савеловский вокзал в начале XX века
Из истории Бутырской заставы.
Застава эта была тихой и спокойной. Место, где, она была расположена, было пустынным, а дорога малопроходимая и песчаная. Жилья здесь не было, негде было остановиться проезжающим путникам. Поэтому мало кто ездил по этим местам. Одни проезжали через Рогожскую заставу, другие по Серпуховскому тракту. С двух сторон от заставы располагался Камер-Коллежский вал, который тянулся от Тверской и от Крестовской застав. За заставой располагались сады и огороды: с одной стороны, доходившие до Петровского парка, а с другой – до Марьиной рощи.
За Бутырской заставой в 1914 г.
Жизнь в слободе была очень бедная, здесь служили провинившиеся квартальные в наказание, жили также местные мастеровые. Коренными жителями в слободе становились цеховые и московские мещане. Здесь находились несколько овощных лавочек, трактир и кабак.
Миусская-Бутырская застава. 1899 г.
Эти места в наши дни:
|