Первые автомобили в России появились в 1891 году, когда редактор популярной газеты того времени «Одесский листок» Василий Навроцкий привез из Франции автомобиль с бензиновым двигателем, выпущенный французской компанией
Panhard-Levassor. Это был первый в России автомобиль. Стоимость его составляла – 3 500 франков.
Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году, который они представили публике на Нижегородской Всероссийской художественно-промышленной выставке. Двигатель у него был мощностью в 2 лошадиные силы, а скорость он развивал до 20 км/ч.
В Петербурге первым автомобилем, который появился на улицах города, был Бенц, модель "Виктория". Состоятельные жители Петербурга и Москвы не сразу обратили внимание на новый транспорт. Так что, в Москве, например, на машинах никто не ездил вплоть до 1899 года.
У Николая II в императорском гараже автомобили начали появляться с 1903, к 1914 году было уже более 50 автомобилей разных марок, в числе которых были Peugeot, Renault, Benz, Rolls-Royce, Mercedes, Daimler , Руссо-Балт, Лесснер и другие.
Особо стоит упомянуть о любимом автомобиле Николая II. Это был французский лимузин Delaunay-Belleville – 70 S.M.T (Sa Majeste le Tsar - Его Величество Царь). Двигатель автомобиля был мощностью 70 л.с., максимальная скорость развивал до 100 км в час. На нем император ездил в Петербург и пригороды. Для дальних поездок использовались немецкие Mercedes.
У входа в Михайловский манеж на Первую автомобильную выставку 1907 г.
В автомобилях начала 20 века было не 3 педали (как на механике сейчас), а целых девять: две тормозные (левый и правый), так называемый парковочный тормоз, педаль сцепления, педаль тормоза на мотор, акселератор, педаль для впуска усиленной порции масла в мотор при подъемах или тяжелой нагрузке, пневматический свисток, педаль для нажимания на поплавок в карбюраторе при запуске мотора. Оснащение автомобиля: пневматическая система подкачки шин в движении, система запуска двигателя на сжатом воздухе, пневматический домкрат, прожектор и сирена. В 1909 году в императорском гараже появился Delaunay с более мощным 80-сильным мотором.
Титульный лист иллюстрированного автожурнала "Автомобилист". 1908 год
До 1912 года Гараж в Царском Селе составляли автомобили:
1.
Delaunay-Belleville 1906 - «Тройной фаэтон»
2.
Delaunay-Belleville 1908 «Ландоле»
3.
Delaunay-Belleville 1909 «Лимузин»
4.
Delaunay-Belleville 1910 «Ландоле»
5.
Mercedes 1910 «Ландоле»
6.
Mercedes 1906 - синий «Лимузин»
7.
Mercedes 1906 красный «Лимузин»
9.
Mercedes 1906 темно-синяя полуоткрытая модель
10.
Лесснер 1907 темно-зеленый «Лимузин», который называли «Русский Мерседес»
11.
Panhard-Levassor 1908 - «Ландоле»
12.
Serex 1910 «Ландоле»
13.
Delaunay-Belleville 1910 - «Ландоле»
14.
Руссо-Балт 1910 - «Ландоле»
15.
Руссо-Балт 1909 Автобус с кроватью в трейлере
16.
Daimler 1910 Английского производства
17.
Mercedes 1911 г.в., «Ландоле», 4 цилиндра, 70 л.с.
18.
Mercedes 1911 г.в., «Фаэтон», 4 цилиндра, 70 л.с.
19-20.
Delaunay-Belleville -2 шт. 1911 «Ландоле», 6 цилиндров, 45 л.с.
21-22.
Delaunay-Belleville -2 шт. 1912 «Фаэтон», 6 цилиндров, 45 л.с.
23.
Руссо-Балт 1911 «Ландоле» на 12 л.с.
24-25.
Mercedes -2 шт. 1911 автобус.
26.
Mercedes 1910 "гоночный", 4 цилиндра, 40 л.с.
27.
Renault 1908 грузовой фургон с 2 кроватями в трейлере и пассажирский вагон
28.
Daimler 1908 с кроватью в трейлере
29.
Dietrich 1908 с кроватью в трейлере - 18 л.с.
30.
Dietrich 1909 с кроватью в трейлере - 20 л.с.
31.
Mercedes 1906 - темно-зеленый «Лимузин»
32.
Mercedes 1906 Автобус
33.
Serex 1910 «Ландоле» на 40 л.с.
34.
Mercedes 1911 «Ландоле» 4 цилиндра 70 л.с.
К 1912 году у Императора насчитывалось уже более 50 автомобилей. В штате гаража было 80 водителей, почти у каждого автомобиля был свой водитель. Личным шофером Николая II и начальником царского гаража был француз Адольф Кегресс.
В 1913 году на IV международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге, император Николай II приобрел два автомобиля
Peugeot: один типа «148» с кузовом «лимузин» Кельнера, и другой, типа «145 Спорт».
Известно, что в 1914 году ко дню своих именин цесаревич Алексей получил в подарок миниатюрный
Peugeot Bebe.
А несколько дней спустя император Николай II записал в своем дневнике: «Сделал хорошую прогулку с Мари и Анастасией. Видели Алексея в парке, который катался в подаренном ему 5 октября маленьком моторе».
Немного позже кто-то из членов императорской семьи, также увидев царевича за рулем Bebe, сфотографировал его, и этот снимок дошел до нашего времени. Рассказывают, что царевичу в целях безопасности разрешалось кататься в своем авто по парковым дорожкам только на первой передаче.
Всего же перед революцией 1917 года, согласно имеющимся документам, в императорском гараже состояло три автомобиля Peugeot, не считая машины наследника.
До наших дней, к сожалению, не сохранилось ни одного автомобиля из императорской коллекции.