В представленной кинохронике, собранной из фрагментов документального кинохроникального фильма «Шагай Совет» 1926 года выпуска, мы можем увидеть как выглядел общественный транспорт столицы в середине 20-х годов XX века. Извозчичьи повозки уже уходят в прошлое, им на смену в Москве приходят трамваи и автобусы.
Вырезка из журнала "Искры" № 32 за 1911 г. "Установка рельсов у Старых Триумфальных ворот/ Засыпка рельсов / Выгрузка бута с грузовоза под устройство пути"
Трамвайное движение было открыто еще в 1899 году, и первый маршрут пролегал от Бутырской заставы до Петровского парка. Прокладке трамвайных линий препятствовало наличие конно-железных дорог.
Вырезка из журнала "Искры" № 43 за 1911 г. "Московская конка, замененная с 1 ноября на всех линиях электрическим трамваем"
С 1 ноября 1911 г. конку полностью заменил электрический трамвай в Москве. К 1914 году в столице действовало уже 48 маршрутов. Первые маршруты почти не отличались от коночных. Они проходили по Мясницкой линии, Сретенке, Лубянке, Дмитровке.
Трамвайный диспетчерский пункт на Рогожской заставе. 1924-25 гг.
К 1926 году протяженность трамвайных линий выросла до 395 км, а средняя скорость достигала 12 км/ч (в 1918 г. – 7 км/ч). В 1934 году трамвай стал самым популярным среди населения видом транспорта.
Трамваи на улицах Москвы в 20-х гг. XX века
Но с открытием метрополитена в 1935 году ситуация изменилась (смотрите кинохронику открытия метро в Москве в 1935 году здесь). Были сняты трамвайные линии по тем маршрутам, по которым теперь проходило метро. В наше время на долю трамвая приходится около 5 % пассажирских перевозок в Москве.
В нашей кинохронике запечатлен трамвай «А» (Аннушка). Он появился еще в 1911 году, маршрут его проходил по Бульварному кольцу («кольцо А»). Кольцо замыкалось по Пречистенской, Кремлевской и Москворецкой набережным и по Соймоновскому и Устьинскому проездам. Раньше по этому маршруту ходила конка. Маршрут был незначительно изменен в 1931 году. В наше время движение осуществляется от Калужской площади до ст.м. «Чистые пруды».
"Аннушка" на Москворецкой набережной в начале XX века
Трамвай некогда ходил и по Красной площади (с 1909 по 1930 гг.). Подробнее об этом читайте в нашей статье «Красная площадь» и смотрите кинохронику здесь. Далее в нашем видео мы видим 27-й трамвай. Богатый историей 27-й маршрут был запушен в 1912 году, и маршрут его пролегал от Бутырской до Рогожской заставы. Маршрут претерпел несколько изменений и в наше время трамвай ходит от м. Войковская до м. Дмитровская. Первые автобусы в столице появились в 1907 году. Но маршруты их были пригородными: от Камер-коллежского вала (Марьина роща) до Останкино, стоимость проезда составляла 15 копеек.
Автобусы NAG (слева) и Daimler (справа) в Останкино, 1913 год
По этому маршруту ходило два автобуса в летний сезон: 8-местная линейка «Даймлер» (Daimler) и 12-местный шарабан NAG. В 1908 г. был запущен еще один маршрут от Петровского парка до Покровского-Глебово, а затем еще один от Семеновской заставы до Измайлово, по которым ходили два автобуса «Лаурин и Клемент». Первый московский маршрут был открыт в 1924 году и проходил от Тверской заставы до Каланчевской площади. По нему ходили в основном английские «Лейланды» (Leyland), вместимостью до 28 пассажиров, обеспечивавшие около 80% автобусных перевозок Москвы.
Автобусы "Leyland" в Бахметьевском парке Москвы
Также по Москве «бегали» автобусы Renault, Fiat и др.. Но вскоре выпуск аналогичных машин наладили в России. Как раз тот период времени, что запечатлен в представленной кинохронике, активно развивалась маршрутная сеть, но и все же до 1950-х годов автобус играл незначительную роль в пассажирских перевозках столицы (8%). С 1926 года в кузовном цехе АМО, на немного измененном шасси 1,5-тонного грузовика АМО-Ф-15, стали стали строить 14-местные автобусы закрытого типа. Основу их составлял деревянный каркас, а обшивка была из стальных листов или фанеры. Максимальную скорость развивали до 42-50 км/ч, мощность двигателя составляла 35 л.с., при несоразмерном расходе топлива. Также кадры кинохроники для нас сохранили и сам АМО-Ф-15 - первый советский грузовичок, выпускавшийся на заводе АМО ЗИЛ (Автомобильное московское общество Завод им. Лихачева И.А.) с 1924 по 1931 г.
Автомобиль AMO-F15-6
Именно на этом заводе выпускали первые отечественного автобусы (с 1926-1931 гг.). Первый автобус был размером с современное маршрутное такси и вмещал всего 14 человек. Мощность двигателя составляла 35 л.с. Эти и другие транспортные средства Вы можете увидеть в нашей кинохронике. Приятного просмотра!
Также будет интересно посмотреть:
Открытие московского
метрополитена 1935
|
Первые автомобили России.
Императорский гараж
|
|